Чем опасна зимняя трасса?
Несколько полезных советов для любителей путешествовать в холодное время года!
В городе цена ошибки – помятое крыло, на трассе – смерть. Эта вечная истина зимой приобретает особую актуальность, ведь к обычным опасностям прибавляется ворох других. И не только связанных со скользким покрытием.
Шины
Но начнём именно с него, с самого главного сдерживающего фактора при езде по трассе зимой – скользкая дорога. И сразу же отметим, что в России единственно правильный выбор шин для трассы – это шипованные. Если в больших городах, где льют и сыплют всякую антигололёдную гадость, можно иногда идти на компромиссы и использовать «липучку», то на трассе – только шипы. И не просто шипованные, а действительно качественные и хорошо цепляющиеся за лёд. Мы уже касались этой проблематики и напомним, что «качественные и хорошо цепляющиеся» – это первая половина итогового протокола шинных тестов любого приличного автомобильного издания.
Можно, конечно, «возразить», что после -20°С сцепные свойства фрикционных и шипованных шин почти равны. Но есть ли абсолютная уверенность, что такие морозы продержатся на протяжении всей вашей поездки? Вот и мы о том же.
Автор этой статьи ездит по зимним (и не только) трассам уже 20 лет. И только два раза мне довелось ехать на «липучках». Самый первый раз, в далёком уже 1997 году, на пути из Красноярска в Омск было холодно, и не самая выдающаяся «липучка» Falken вполне сносно цеплялась за вымороженный асфальт. А вот на «озорных поворотах» в районе Кемерово пришлось уже несладко. Другой мой опыт зимней езды на «липучке» был удручающим. При температуре -5°С валил снег, и на дороге образовался очень скользкий накат. На котором прекрасные фрикционные шины Michelin X-Ice были совершенно беспомощны.
Был, правда, и ещё один экстремальный опыт езды, но уже на так называемых «всесезонных» шинах – в январе 2012 года в районе Денвера, штат Колорадо. Американцы практически никогда не оснащают прокатные машины специальными зимними шинами. Но российский опыт всё-таки позволял не только удерживаться на обледенелой дороге, но и объезжать автомобили американцев, которых стихия и собственная нерадивость раскидывала по обочинам и кюветам, как бильярдные шары.
Но по собственной воле и на собственном автомобиле я никогда не поеду по трассе на «липучках». Хотя бы потому, что не пользуюсь ими уже много лет.
Перед дорогой
Для начала список обязательных вещей, которые должны быть в автомобиле перед дальней зимней дорогой. А также два слова о некоторых мероприятиях, которые стоит предпринять с автомобилем:
1. Крепкая верёвка или трос.
Именно крепкая, а не первая попавшаяся в автомагазине китайская. И лучше подлинней или даже два «обычных» – когда улетите в кювет, то короткой может не хватить.
2. «Картонка» перед радиатором.
Крайне актуальна при температурах ниже -20°С. И поможет она не только для обеспечения температурного баланса системы охлаждения двигателя, когда выделяемого тепла может не хватить для «печки», но и для предотвращения перемерзания системы вентиляции картера. Что чревато «выплёвыванием» масляного щупа и потерей моторного масла.
3. Тёплые вещи.
В дороге всякое может случиться, в том числе – поломка или ДТП. Если повреждён двигатель, то неизвестно, сколько придётся проторчать на морозе.
4. Туристическая газовая горелка с парой запасных баллонов.
В самом крайнем случае её можно зажечь прямо в салоне. Кислорода она «сожжёт» немного, а салон более-менее прогреет.
5. Повышенный запас «незамерзайки».
6. Небольшой запас нескоропортящейся еды и питьевой воды.
В пути
Нужно взять за правило и неукоснительно следить за его выполнением – примерно каждые 10 минут, а также при любой визуально различаемой смене поверхности, «пробуем» дорогу. Для этого кратковременно придавливаем педаль тормоза и оцениваем – есть ли какое-то сцепление шин с дорогой или стало ещё хуже.
Таким образом, мы не только вносим в процесс езды дополнительный элемент самодисциплины, но и пребываем в постоянной готовности к возможному характеру экстренного торможения.
Обязательно включаем не только обязательный по Правилам дорожного движения ближний свет, но и противотуманки, в том числе – задние. Это нужно не для того, чтобы лучше видеть дорогу, а для того, чтобы лучше видели вас. Особенно актуально это при обгонах на двухполосных дорогах, когда за фурами вьётся снежный шлейф, перекрывающий видимость. В этом случае дополнительный головной свет позволить встречным разглядеть вас прежде, чем у них уже не останется времени на возвращение на свою полосу.
Обгон в условиях снежного шлейфа – самый потенциально смертоносный манёвр. Лично я предпочитаю плестись за фурой до начала какого-либо затяжного и пологого левого поворота, когда можно будет оценить наличие встречных. Часто дальнобойщики правым «поворотником» обозначают, что «встречка» свободна и можно выходить на обгон. Но при частых поездках по трассе лучше всего обзавестись Си-Би радиостанцией. Стоит она совсем недорого, но позволит в режиме реального времени спросить у «дальнобоя» обстановку на «встречке».
Следим за бензином и всегда заправляемся при опорожнении половины бака. И заправляемся на брендовых АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний, всё-таки нарваться у них на «бодягу» – шанс совсем небольшой.
И при любых условиях стараемся не делать резких движений рулём – в интернете полно видео, как машины «разматывает» и выносит на встречную фуру. Это почти всегда – смерть. Если же непоправимое случается, и ДТП неизбежно, то плавно пытаемся выскочить на свою обочину и дальше в заснеженное поле с надеждой не «поймать» при этом днищем какой-нибудь придорожный столбик или другой, скрытый в снегу предмет. Если полёт в поле прошёл благополучно и без переворота, а снег глубокий, то есть вероятность отделаться только поисками буксира, чтобы вернуть автомобиль на дорогу. Вот здесь и пригодится длинная и прочная верёвка/трос.
Ну а чтобы такого не произошло – всегда снижаем скорость при приближении встречных автомобилей и мысленно готовимся к потенциально неадекватным действиям их водителей. И к действиям того парня, который может выскочить на обгон следом за встречной фурой. Также стоит притормаживать и увеличивать дистанцию, если следующая перед вами легковушка пошла на обгон попутной фуры.
Ну и главное – если есть возможность альтернативы в виде поезда или самолёта, то на автомобиле лучше не ехать. Наши трассы (и многие не совсем адекватные водители) и летом опасны, а уж зимой – стократно.
Created/Updated: 25.05.2018