История мировой экономики - Поляк Г.Б.

Предисловие

История человечества — это история экономики. Войны, составляющие лишь часть истории и поглотившие время людей, являются следствием развития экономики, защиты экономических интересов народов и государств. Поэтому историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, завоевали чужих территорий, а в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели.

Истинные исторические герои — люди, внесшие вклад в развитие ремесел, науки, экономики в государстве, но не военачальники, завоеватели, ибо первые — это созидатели, помогающие людям жить, творить, вторые же — разрушители, уничтожающие людей и созданные ими материальные и культурные ценности. Эту истину познали уже в древние времена. Именно поэтому древние греки считали величайшим героем Прометея, давшего людям ценой своей жизни огонь знаний. Именно поэтому во все времена о величии народа, о его вкладе в цивилизацию судили и судят не потому, сколько он выдвинул из своей среды завоевателей, известных военачальников, а сколько дал миру великих изобретателей, архитекторов, музыкантов, художников, писателей, то есть творцов, каков вклад этого народа в экономическое развитие планеты.

Да и знаменитые военачальники не могли появиться в стране, где не было сильной армии. В свою очередь сильная армия может быть лишь в государстве, которое имеет достаточно мощный экономический потенциал, позволяющий обеспечить армию необходимым вооружением. Особенно верна эта аксиома в современном мире, где армия без экономического потенциала государства — ноль и годна лишь для парадов, ибо современная война это не борьба армий и военных интеллектов, а противостояние экономических потенциалов и научных интеллектов государств.

При сравнении характеристик народов и государств чашу весов перевешивает та, на которой находятся материальное благосостояние и культурный уровень народа и государства. Так было всегда. И сейчас свидетельством величия государства, народа является не огромная армия, а число лауреатов Нобелевской и других международных премий, полученных представителями этого государства, народа. Любой образованный человек на планете знает автора периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, композитора П.И. Чайковского, писателя Л.Н. Толстого. И в мировую историю Петр I вошел не как воин, а как реформатор, организатор экономического и культурного развития России. В истории человечества государства и народы оставляют память о себе именно такими людьми.

Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Общество, в менталитете которого преобладают лишь потребление ресурсов, разрушение окружающей среды, обеспечение главным образом военных целей и потребностей в ущерб гражданским — такое общество не имеет перспектив развития и рано или поздно уходит с арены истории.

С тех пор как на планете, образовались государства, существуют армии. Эти армии создавались как для обороны, но чаще всего для захвата чужих земель. Экономика всех государств несла на себе нагрузку содержания армий и производства вооружения. Это вынуждало людей либо увеличивать добычу полезных ископаемых и развивать промышленность внутри страны, либо закупать вооружение у других государств. Милитаризация всегда вела к непроизводительным расходам, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы. Оглядываясь назад, с высоты прошедших тысячелетий можно увидеть, что все это было напрасно. Все эти затраты не дали результатов, ибо империи, созданные силой оружия, за счет благосостояния и жизни миллионов людей, рано или поздно распадались.

Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда. Поэтому в учебнике авторы не ставили перед собой цель освещать идеологические, религиозные коллизии, которые имели место на протяжении тысячелетий, так как, в конечном счете, это не главное в развитии человечества.

За многотысячелетнюю историю человечества на планете существовало множество идеологий и религий. Все они преходящи, не вечны и не раз сменяли друг друга, не изменяя жизнь людей. Вечен лишь труд, экономика — и только они меняли жизнь людей на планете. Первичны труд и экономика. Идеологии и религии являются лишь их отражением.

Религии возникли на материальной базе. Каждое племя имело своих богов, у которых люди просили помощи в охоте, труде и защиты от стихийных бедствий и врагов. Экономические процессы постоянно влияли на развитие идеологий и религий. Одновременно с этим для решения экономических проблем постоянно использовались идеологии и религии. Идеологическая, религиозная борьба, как правило, отражала борьбу экономическую. Яркий пример тому борьба египетских жрецов с фараонами-реформаторами, покушавшимися на богатства храмов, борьба европейских феодалов с арабами за Средиземноморье под видом борьбы за гроб господень, захват на всех континентах колонизаторами земель коренных народов под видом приобщения их к христианству. Борьба религиозных концессий чаще всего отражает столкновение экономических интересов различных слоев населения, различных наций и государств. Борьба идет даже при том, что концессии признают единого бога для всех людей. Но для обоснования такой борьбы люди придумали различные религиозные догматы и ритуалы.

Экономика — это результат трудовой деятельности людей. В течение тысячелетий экономика на нашей планете развивалась поступательно. Стартовые условия у всех народов были примерно одинаковые. Однако темпы развития экономики у народов были разными. Темпы развития экономики разных народов зависят от экономической результативности ведения ими хозяйства. В свою очередь экономическая результативность зависит от экономической активности каждого народа, его природного ума, трудолюбия, самодисциплины.

На развитие экономики в разных странах оказывали влияние объективные и субъективные факторы. Объективные факторы — это природная среда, соседство с другими народами. Субъективные факторы включают экономическую активность народа, его обычаи, социальное положение большинства членов общества. Ни один из факторов в отдельности не является решающим, но при благоприятном или неблагоприятном сочетании они определяли темпы развития разных народов и государств.

Природные условия, в которых проживает народ, важны, но не давлеющи. История знает примеры, когда при одинаковых природных условиях результаты экономического развития народов разные, так как у них различная экономическая активность. Она выражается в трудолюбии людей, в высокой доле населения занятого производительным трудом, в стремлении людей к знаниям, творчеству, изобретательству. Чем выше доля таких людей в стране, тем выше темпы ее экономического развития. И, наоборот, чем больше людей в стране не связано с производством совокупного общественного продукта, а это чиновники, военные, деятели идеологической сферы (духовенство, идеологические работники), тем ниже экономические результаты в стране. История свидетельствует, что государства, созданные силой оружия, где слишком большая часть населения была ориентирована не на созидательную деятельность, а на службу в армии, в аппарате управления, в идеологической и церковной сфере, рано или поздно истощали свои экономические возможности и распадались.

Большую роль в экономическом развитии страны играет социальный фактор, социальное положение населения. Труд подневольного человека малопроизводителен. Чем раньше народ освобождался от рабства, крепостной зависимости, тем быстрее шло экономическое развитие страны. Это связано с тем, что наиболее экономически активны свободные люди. Они имеют возможность самостоятельно принимать решения, а поэтому они более предприимчивы, изобретательны, надеются на свои силы. В свою очередь это дает значительно большую экономическую результативность. Как правило, все эти качества были и есть у городских жителей, вольных, лично не подвластных рабовладельцам, феодалам. Они могли надеяться только на себя, свой труд и ум (иначе бы они не выжили).

В отличие от них другие слои населения не обладали такой свободой. Поэтому, рассматривая влияние социального фактора на экономическое развитие стран, следует обратить внимание на роль сословий в этом процессе. Принадлежность людей к различным сословиям в значительной степени отражает их экономическую активность и вклад в развитие экономики государства.

Разделение людей на сословия началось еще в глубокой древности. Это обусловливалось процессом разделения труда и принадлежностью людей к определенному виду деятельности. В некоторых странах уже в древние времени были сделаны попытки регламентации распределения людей по социальным группам (кастам).

В дальнейшем в ходе тысячелетней эволюции во всех странах образовались четыре основных сословия: крестьянство, мещанство (ремесленники и торговцы), дворянство (служба правителю), духовенство (священнослужители).

Производительной силой государства являлись представители двух сословий — крестьянства и мещанства. Их трудом создавались материальные ценности, совокупный общественный продукт, национальный доход.

Крестьяне составляли подавляющую часть населения всех стран. Они были главной производительной силой вплоть до XIX в. Вольные по происхождению землепашцы-общинники в течение сотен лет по мере развития феодального государства постепенно закабалялись сначала силой отдельных феодалов, а затем на основании государственных законодательных актов. От их труда зависело экономическое благополучие других сословий, в первую очередь дворянства и духовенства.

Вместе с тем следует отметить, что крестьяне не мобильны и консервативны. Это обусловлено спецификой их деятельности, зависящей во многом от природных, погодных условий. Для земледелия и скотоводства характерны цикличность и однообразие трудовых операций. Их развитие шло тысячелетиями без резких качественных изменений орудий труда. Более того, резкие революционные изменения в технологии сельскохозяйственного производства могли быть опасны и для окружающей среды и для самого человека. Это накладывало свой отпечаток на осторожное мышление и слабую экономическую активность крестьян. В силу этих обстоятельств и до тех пор, пока крестьяне составляли подавляющее большинство жителей государств, темпы научно-технического прогресса были очень низкие. По мере развития научно-технического прогресса число крестьян уменьшалось, и их влияние на развитие экономики постепенно снижалось.

Ремесленники — самая древняя профессия человечества. Труд сделал из обезьяны-примата человека. Но произошло это после того, как было создано орудие труда. Надо было из палки сделать дубинку, а из речной гальки чоппер — первое каменное орудие. И все это сделал первый на земле ремесленник. Лишь имея орудие, человек продуктивнее стал охотиться, искать и собирать плоды растений и, наконец, их выращивать.

Вторым после крестьянства сословием, внесшим наиболее весомый вклад в развитие экономики государств, было мещанство (бюргерство)*. Основой формирования этого сословия были городские жители. Это были главным образом ремесленники, торговцы, люди профессий умственного труда (лекари, учителя, законоведы), творческих профессий (художники, музыканты, архитекторы и т.д.). Мещанство было мобильное, развивающееся, постоянно увеличивающееся сословие. Мещанами становились наиболее активные представители крестьянства, получившие свободу. Мещанство — это истоки рабочего класса.

* Мещанство — от славянского место — город; бюргерство — от германского бург — город.

По сути, городские жители были и есть наиболее экономическая активная часть населения страны. Это важнейшая производительная сила общества, дающая стране промышленную продукцию и культурные ценности. Из этой среды вышло большинство ученых, изобретателей, деятелей искусства и культуры. Благодаря их умелым рукам и умственным способностям развивались экономика и культура.

Ремесленники всегда находились в поиске новых технологий, новых знаний. Это самая передовая с позиций научно-технического прогресса часть человечества. Поэтому это и самая благородная часть человечества, самое благородное сословие, облагородившее жизнь и быт людей, создавшее науку, искусство. Человеческая цивилизация — дело рук ремесленников.

Ремесленники, торговцы, лица, оказывающие населению интеллектуальные услуги, на протяжении тысячелетий обеспечивали условия жизни миллионам людей. Их выдающийся вклад в развитие экономики состоит в том, что своей предприимчивостью, деловой активностью они заложили основы товарного производства и рыночной экономики, так как их продукция, услуги предназначались для продажи. Располагая сравнительно небольшими по сравнению с другими сословиями средствами производства, они своими руками, своим трудом создавали национальное богатство страны, выразившееся в построенных городах, предприятиях, дорогах, то есть в том, что является экономическим потенциалом страны. Их усилиями развивался научно-технический прогресс на планете.

Сословиями, существовавшими за счет труда крестьян и ремесленников, были дворянство и духовенство. Впрочем, и они выполняли определенные функции (управление, идеология), а поэтому были частью общества, с существованием которой остальные члены вынуждены были смириться. Тем не менее, в периоды, когда посягательства этих двух сословий на результаты чужого труда и их эксплуатация крестьян и ремесленников становились нетерпимо высокими, происходили бунты и крупные восстания, наносившие урон экономике страны.

Дворянство как сословие стало складываться по мере имущественного расслоения, появления племенных вождей, шаманов, жрецов, захвативших общинные земли. Для защиты своих земель и захвата земли других племен племенные вожди создавали военные дружины. Вожди имели свое хозяйство и слуг (управляющих, конюхов, охотников и др.). Слуги и воины племенного вождя составили основу будущего дворянства. Эти слуги в качестве платы за свои услуги вождю получали земельные наделы (часто это было единственное, чем могла быть оплачена их работа). Позже вместе с земельными наделами им передавали и живших на этих землях людей. Землю и крестьян мог получить любой человек, оказывающий услуги крупному землевладельцу — племенному вождю, позже князю, царю. Такими людьми могли быть сокольничий (прислуживающий на охоте), стольничий (прислуживающий за столом), ключник (ведавший хозяйством), постельничий (прислуживающий в спальне), воин, брадобрей, шут и т.д. Они становились дворянами, то есть жившими и служившими при дворе хозяина-князя, царя. Родовитость их, т. е. древность рода, определялась годами услужения князю, царю.

Это сословие изначально было кастово и консервативно, так как оно стремилось в целях сохранения своих мест при хозяине не допускать к нему других лиц. Поэтому представители этого сословия, впрочем, как и духовенства, стремились монополизировать знания и не допускать к ним людей из других сословий. Тем самым сдерживался научный прогресс и культуры. Так было и в древности, и во времена Михаила Ломоносова, которому пришлось скрыть свое крестьянское происхождение, чтобы быть допущенным к учебе. Даже позже, после отмены крепостного права в России во времена царя Александра III было принято решение о так называемых «кухаркиных детях», которое практически закрыло доступ к образованию мещанам. Именно слуги князей, царей в древние времена создали касты. Позднейшим проявлением кастовости стала корпоративность, за которую дворяне держатся всеми силами даже в современных демократических обществах.

Борясь потерять источники своего существования, а ими были крестьяне, дворяне требовали от князя, царя издания законодательных актов, закрепощавших крестьян. Естественно, позднее в большинстве своем дворяне были и против их освобождения. Именно поэтому в России крепостное право просуществовало намного дольше, чем в европейских государствах. Это в свою очередь сдерживало экономическое развитие страны и привело к экономическому и научно-техническому отставанию России от ведущих европейских держав. В свою очередь слабая экономика стала причиной низкого уровня жизни населения страны, а также низкого уровня материально-технического оснащения армии, что привело к военным поражениям в Крымской, Русско-японской и Первой мировой войнах. Можно отметить, что в тех странах, где вообще не было монархии и дворянства (Соединенные Штаты Америки, Канада) или они в результате революций рано утратили свою политическую роль (Голландия, Англия, Франция), экономическое развитие шло значительно быстрее, чем в других государствах.

В целом можно признать, что роль дворянства в экономическом развитии была негативной. Это объясняется рядом обстоятельств.

Дворяне в основной своей массе были либо чиновниками, либо военными. С этих позиций следует рассматривать их роль в экономических процессах. Если роль чиновников в экономике известна (без управления невозможно экономическое развитие), то влияние военных на экономику в основном негативно. Это связано, во-первых, с отвлечением ресурсов из экономической сферы, во-вторых, с разрушением материальных ценностей и уничтожением людей в ходе боевых действий. При этом нередко все это неоправданно и бессмысленно.

В основном дворяне из-за своих сословных интересов чаще всего наносили ущерб экономике страны или сдерживали ее развитие. За свою службу в качестве чиновников, военных дворяне получали земли и крестьян и становились владельцами главного богатства страны — земли и людей. Поэтому их значение в экономике, казалось бы, должно было быть велико. Однако в силу того, что подавляющее большинство дворян не занималось производительным трудом и лично не участвовало в экономическом процессе, предоставляя это делать своим крестьянам и управляющим, вклад дворян в экономику был очень мал. Отрицательное же воздействие дворян на экономику заключалось в том, что, нуждаясь в деньгах для поддержания своих сословных амбиций и удовлетворения прихотей, они требовали от управляющих имениями увеличения эксплуататорского пресса, доводя его до критической точки, что становилось причиной крестьянских волнений. Именно из-за этого во все времена, во всех странах происходили бунты и революции. В ходе их в виде мести восставшие люди уничтожали экономический потенциал страны, который создавался многими поколениями. Тем самым стране наносился экономический урон. Нередко это приводило к развалу государств.

С отменой крепостного права, лишившись, части своего имущества и привилегий, дворянство не могло уже распоряжаться людьми (продавать, физически наказывать, отдавать в солдаты и т.д.), т. е. лишилось рычагов внеэкономического принуждения крестьян к работе. Продолжая владеть основной массой земли, но не будучи экономически активным сословием, людьми, не имеющими навыков трудиться и управлять своим имуществом, дворяне стали постепенно разоряться, при этом наносился ущерб, как своим имениям, так и экономике страны в целом. С разорением дворян шло их вытеснение из экономической сферы буржуазией, что в целом оказывало позитивное влияние на экономику страны.

С древнейших времен одним из сословий было духовенство — служители культов, взявших на себя функцию посредничества между богами и людьми. Казалось бы, эта функция носит духовный характер и не должна быть связана с экономикой. Однако этого никогда, ни в одной религии не было. Религия создана человеком и отражает все стороны его жизни и в первую очередь экономку, а служители всех культов в большей или меньшей мере связаны с экономикой.

В разные периоды истории человечества духовенство играло в экономике большую или меньшую роль. В периоды своего экономического и политического могущества духовенство располагало огромными богатствами в виде земель, рабов, крепостных, промышленных изделий и других материальных ценностей. В ряде стран богатство духовенства превышало богатство правителей государств и во всех странах время от времени на протяжении тысячелетий происходила секуляризация, т. е. отчуждение у духовенства этих богатств в пользу правителя государства. Таким образом, происходило обычное перераспределение собственности. То же происходило на протяжении столетий и в России, когда по указам царей Ивана IV, Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины II, Николая I и наконец декретом советского правительства проводилась секуляризация церковных земель.

Во все времена духовенство существовало за счет труда крестьян и ремесленников, плативших либо прямые налоги, например, церковную десятину (десятую часть своих доходов), либо налоги в казну, из которой шли средства на содержание храмов и священнослужителей. В целом духовенство играло в экономике пассивную роль. Чем больше было духовенства, тем выше была нагрузка на экономику страны. Поэтому на протяжении тысячелетий в обществах не раз возникали протесты против чрезмерных экономических притязаний духовенства, движения за дешевую церковь. Вспомним Саванаролу, Лютера, требовавших от церкви умеренности в своих расходах. Наконец, одним из главных лозунгов, проходившей в Западной Европе в XVI в. Реформации церкви, была экономическая скромность духовенства.

Поэтому можно признать, что духовенство как сословие, играло в экономике пассивную роль потребителя благ, создаваемых трудом крестьян и ремесленников.

Таким образом, освещая историю экономики, авторы стремились не только раскрыть экономические процессы, но и показать вклад ведущих стран, основных социальных слоев населения и даже отдельных исторических личностей в развитие экономики на нашей планете.



 

Created/Updated: 25.05.2018

stop war in Ukraine

ukrTrident

stand with Ukraine