Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В.

6.3. Профориентация в Японии

В Японии организация профориентационной работы в школах и высших учебных заведениях в значительной степени обусловлена особенностями системы образования.

Система привилегированных учебных заведений — от школы до университета — во многом предопределяет выбор и дальнейшую профессиональную карьеру японской молодежи. Поступление в подобные учебные заведения практически предопределяется социально-экономическим положением семьи. Кроме того, в школах, и особенно в университетах, Японии традиционно существует так называемая неформальная система профориентации, когда преподаватель несет ответственность за будущее "своих" учеников. Эти особенности определяют сравнительно слабое воздействие формальных институтов на профориентационную работу среди учащейся молодежи.

Система пожизненного найма, действующая только на самых крупных предприятиях, в свою очередь, не способствует развитию государственной системы профориентации в Японии, что существенно сужает возможности основной массы работников в выборе профессии и сферы профессиональной деятельности, ограничивая профори-ентационную работу рамками предприятий.

Основой государственной системы профориентации в Японии является Государственная служба обеспечения занятости (ГСОЗ).

В японских школах, функционирующих на государственной основе, профессиональная ориентация начинается в обязательной неполной средней школе за два года до выпускного 9-го класса. В школьных планах предусмотрены курсы по ознакомлению с миром профессий. Основную роль в этом играет ГСОЗ, сотрудники которой проводят групповые беседы, реже индивидуальную работу по профориентиро-ванию, а также тестирование по профотбору для дальнейшей учебы или трудоустройства.

Другой формой организации профориентационной работы в школах является совместное руководство ею со стороны директора школы и сотрудников ГСОЗ. Практическую работу по профориентации проводят школьные учителя — профсоветники. В школах имеются кабинеты, располагающие специальной литературой, фильмами и другими средствами информации.

Третья форма профориентационной работы в Японии предусматривает ответственность ГСОЗ за профориентацию учащихся при условии, что администрацию школы ставят в известность о проведенной работе. Эта форма работы принята в ряде японских школ и в большинстве технических институтов и университетов.

Главной задачей ГСОЗ в Японии является информационное обеспечение всех подразделений системы образования (средствами которого являются фильмы, слайды, справочники профессий), составление к началу учебного года прогноза о спросе на рабочую силу, совместные с системой образования разработки программ по подготовке учителей-профконсультантов по вопросам спроса и предложения на рынке труда [1].

Литература

1. Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Профессиональная ориентация, подготовка и оценка персонала: Обзорная информация / Сост. В. И. Яровой; Под ред. Г. В. Щёкина. — К.: МАУП, 1995.

2. Щёкин Г.В. Как работают с людьми за рубежом: Метод. рекомендации по использованию зарубежного опыта. — К.: ВЗУУП, 1990.

3. Щёкин Г. В. Основы кадрового менеджмента: Учебник. — К.: ВЗУУП,1991.



 

Created/Updated: 25.05.2018

stop war in Ukraine

ukrTrident

stand with Ukraine