Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В.

16.2. Дифференциально-диагностический опросник выбора школьниками будущей трудовой деятельности

Для изучения профессиональной направленности старшеклассников им предлагается ответить на 20 вопросов, приведенных в Дифференциально-диагностическом опроснике, что позволит классифицировать виды трудовой деятельности. Отвечать нужно на каждый вопрос и каждый раз делать выбор из двух возможностей ("а" или "б"). В таблице для внесения по горизонтали проставлены цифры, обозначающие тот или иной тип профессии, а по вертикали — номера вопросов. Предпочитаемый вариант ответа следует отмечать знаком "+", отвергаемый — знаком "—".

Обработка результатов

После получения ответов на все вопросы подсчитывается количество проставленных плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов;

внизу проставляется сумма, которая и будет показателем степени выраженности осознанной склонности к определенному типу профессии:

столбец

профессии типа

I

"человек — природа";

II

"человек — техника";

III

"человек — человек";

IV

"человек — знаковая система";

V

"человек — художественный образ".

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

Если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли: вариант а) или б)?

1а)

ухаживать за животными;

1б)

обслуживать машины, приборы (настраивать, регулировать их);

2а)

помогать больным людям, лечить их;

2б)

составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин;

3а)

проверять качество книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок;

3б)

следить за состоянием, развитием растений;

4а)

обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.);

4б)

рекламировать, продавать различные товары;

5а)

обсуждать научно-популярные книги, статьи;

5б)

обсуждать спектакли, концерты и т. д.;

6а)

выращивать животных;

6б)

тренировать товарищей в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных);

7а)

копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты);

7б)

управлять каким-либо грузовым, подъемным или транспортным средством (устройством);

8а)

сообщать людям нужные им сведения, разъяснять их смысл (в справочном бюро);

8б)

оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке спектаклей, концертов);

9а)

ремонтировать вещи либо изделия (одежду, бытовую технику, квартиру и т. д.);

9б)

находить, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках;

10а)

лечить животных;

10б)

выполнять вычисления, расчеты;

11а)

выводить новые сорта растений;

11б)

конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, здания и т. д.);

12а)

разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять;

12б)

разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять);

13а)

наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности;

13б)

наблюдать, изучать жизнь микробов;

14а)

обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты;

14б)

оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.;

15а)

составлять точные описания наблюдаемых явлений, событий, измеряемых объектов и др.;

15б)

описывать в художественной форме, изображать события (наблюдаемые или представляемые);

16а)

делать лабораторные анализы в больнице;

16б)

принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение;

17а)

красить либо расписывать стены помещений;

17б)

осуществлять монтаж здания либо сборку машин, приборов;

18а)

организовывать экскурсии, турпоходы, культпоходы для школьников в театры, музеи и т. п.;

18б)

играть на сцене, принимать участие в концертах;

19а)

изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания;

19б)

заниматься черчением, копировать чертежи, карты;

20а)

вести борьбу с болезнями и вредителями леса;

20б)

работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине, компьютере).

Таблица для внесения ответов по дифференциально-диагностическому опроснику

Ф.И.О.______________________________

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

(По материалам Е. А. Климова).



 

Created/Updated: 25.05.2018

stop war in Ukraine

ukrTrident

stand with Ukraine