Юридическая энциклопедия. Буква З

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Является одним из многочисленных инструментов государственного управления земельным фондом РФ.

Правовые основы, организация и порядок проведения З. регламентированы в ЗК РФ, а также в Федеральном законе РФ от 18 июня 2001 г. N0 78-ФЗ "О землеустройстве".

З. включает в себя следующие виды мероприятий.

1. Изучение состояния земельных участков. Данное изучение проводится в целях получения информации о количественном и качественном состояниях земель. Изучение состояния земель подразумевает выполнение следующих мероприятий:

1) геодезические и картографические работы, материалы которых являются информационной основой для проведения иных мероприятий по изучению состояния земель;

2) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания, проводимые в целях получения информации о состоянии почвенного

слоя земель, о наличии земель, подверженных различного рода нарушениям и загрязнениям;

3) оценка качества земель, которая направлена на выявление и оценку качественных свойств земель в целях использования как средства производства в сельском хозяйстве;

4) инвентаризация земель, проводимая в целях уточнения или установления точного местоположения объектов З., их границ, выявления неиспользуемых либо используемых не по целевому назначению и не в со ответствии с разрешенным использованием земельных участков и др.

2. Планирование и организация рационального использования и охраны земельных ресурсов. Данное землеустроительное мероприятие проводится в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами экономического развития, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования и охраны территорий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

В рамках планирования и организации рационального использования и охраны земельных ресурсов можно выделить следующие основные направления деятельности:

1) разработку предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

2) природно-сельскохозяйственное райони­рование земель;

3) определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

4) определение земель, которые могут быть выделены в специальные земельные фонды;

5) определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством РФ.

3. Образование новых и упорядочение существующих объектов З. и установление их границ на местности (территориальное землеустройство).

Территориальное З., проводимое в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной земельной собственности, обеспечивается Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами, а в остальных случаях территориальное З. проводится юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями на основании

гражданско-правового договора по инициативе

органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В рамках территориального З. выполняются два вида работ:

1) непосредственное образование новых и упорядочение существующих объектов З., которые подразумевают под собой выполнение множества мероприятий: сбор информации об объектах З., определение границ их местоположения, площади, установление вариантов использования земель, составление карты (плана) объектов З. и др. Образование новых и упорядочение существующих объектов З. производится с учетом некоторых характеристик: принадлежность земель к той или иной категории по целевому назначению, разрешенное использование земель, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, а также обременения правами третьих лиц (сервитуты);

2) межевание объектов З. - это установление на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением их межевыми знаками и определением их координат. Таким образом,

межевание объектов З. подразумевает под собой выполнение следующих мероприятий: определение границ объекта З. на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта З. и изготовление карты (плана) объекта З.

4. Организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельско­хозяйственного производства (внутрихозяйственное З.).

5. Организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное З.).

З. подразумевает также обеспечение соблюдения требований законодательства о рациональном использовании и охране земельных участков. Объектами землеустроительных работ являются территории субъектов РФ, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований РФ, территориальные зоны, земельные участки, а

также части указанных территорий, зон и участков.

Как правовой институт З. может рассматриваться в широком и узком смыслах.

В широком смысле институт З. подразумевает под собой существование множества разнообразных земельных правоотношений, которые частично также относятся к ведению государственного земельного кадастра, оценки земельных ресурсов, мониторинга земель и т.д.

В узком понимании институт З. рассматривается в качестве комплекса мер, направленных на правильную организацию земельных участков в целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, а иногда и в качестве отдельно взятой меры

(например, предоставление (изъятие) земельного участка).

территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное З. При межхозяйственных землеустроительных работах затрагиваются субъективные земельные права и охраняемые законом интересы двух и более лиц, осуществляющих владение и (или) пользование земельными участками. В рамках

В рамках землеустроительных

целостного мер

комплекса

выделяют

межхозяйственного З. происходит образование новых и упорядочение существующих земельных участков, производятся отвод земель в частную и иную собственность, изъятие (предоставление) земельных территорий и др.

Внутрихозяйственное З., как правило, осуществляется в рамках одного землепользования (землевладения). При внутрихозяйственных землеустроительных

работах собственник, арендатор земельного участка, землепользователь или землевладелец самостоятельно проводят мероприятия по правильной организации земельной территории в целях рационального использования и охраны земельных участков. Они проводятся и в целях организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, а также земель, которые используются общинами коренных

малочисленных народов и лицами, относящимися к последним, в целях обеспечения их традиционного образа жизни.

Кроме того, З. можно подразделить на два вида в зависимости от обязательности его проведения. Выделяют три основания проведения землеустроительных работ (два принудительных и одно добровольное):

1) решение уполномоченных федеральных исполнительных органов государственной власти, органов исполнительной государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении З.;

2) судебное решение о необходимости проведения землеустроительных работ;

3) инициатива собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, заключивших гражданско-правовой договор о проведении З.

В зависимости от основания проведения З. может быть обязательным и добровольным. З. проводится в обязательном порядке в следующих случаях:

1) изменение границ объектов З.;

2) предоставление и изъятие земельных участков;

3) определение границ ограниченных в использовании объектов З.;

4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельско­хозяйственного производства;

5) выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному

засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Сведения о проведении землеустроительных работ носят открытый (гласный) характер, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Кроме того, при проведении З. должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, субъективные земельные права которых могут быть затронуты. Данный учет интересов осуществляется путем извещения указанных лиц в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала землеустроительных работ. Отсутствие такого извещения является препятствием для осуществления З.

З. как одна из сфер государственного

управления земельным фондом осуществляется на трех уровнях власти - федеральном, региональном и муниципальном.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере З. относятся следующие направления государственной деятельности.

1. Установление порядка проведения землеустроительных работ, а также порядка проведения государственной экспертизы землеустроительной документации на всей территории РФ путем принятия соответствующих нормативных актов.

2. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления при проведении З.

3. Проведение непосредственных землеустроительных работ на земельных участках, находящихся в федеральной собственности.

4. Организация и осуществление контроля за проведением З.

Контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами при проведении З. требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке

технических условий и требований проведения З. осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России, а также ее территориальными органами.

Кроме того, Федеральная служба земельного кадастра России выполняет контроль, за выполнением указанными лицами мероприятий по изучению состояния земель, а также по организации рационального использования и охраны земель; за выполнением предписаний по устранению допущенных нарушений; за обязательной безвозмездной передачей указанными лицами одного экземпляра подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных.

Государственный контроль за проведением землеустроительных работ осуществляется компетентными органами власти и управления путем проведения проверок либо обследований, по результатам которых в обязательном порядке составляется акт проверки (обследования). Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом,

осуществлявшим проверку (обследование). Один экземпляр акта в обязательном порядке передается юридическому лицу либо гражданину, осуществляющему землеустроительные работы, а

второй передается на хранение в Федеральную службу земельного кадастра России или ее территориальные органы.

5. Разработка, согласование и реализация генеральной схемы З. территории РФ.

6. Управление государственным фондом данных, полученных в результате З., и др.

Порядок деятельности компетентных органов исполнительной власти, направленной на проведение землеустроительных мероприятий, в целостности представляет собой

землеустроительный процесс, состоящий из следующих взаимосвязанных и последовательно выполняемых стадий.

1. Возбуждение ходатайства по инициативе уполномоченных государственных органов или граждан и юридических лиц, осуществляющих владение и (или) пользование земельными участками либо принятие судебного решения о проведении землеустроительных действий.

2. Проведение подготовительных работ по З. Все землеустроительные работы должны вестись на основе научно обоснованной, обсужденной и утвержденной землеустроительной документации с участием заинтересованных собственников, арендаторов земельных участков, а также лиц, осуществляющих владение, пользование ими.

Результатом подготовительных работ является составление акта о проведении обследовательских и изыскательских работ.

3. Составление и рассмотрение землеустроительного проекта. Эта стадия является основной во всем землеустроительном процессе. Землеустроительный проект состоит из графической и текстовой частей, которые обосновывают основные направления организации рационального использования и охраны конкретного земельного участка с учетом его особенностей. При рассмотрении проекта землеустройства принимают активное участие собственники, арендаторы земельных участков, землепользователи и землевладельцы.

4. Утверждение землеустроительного проекта. На данной стадии З. принимается решение уполномоченных государственных органов исполнительной власти (исполнительных органов местного самоуправления) об утверждении проекта землеустроительных работ, после чего данный проект становится обязательным для исполнения всеми субъектами прав на земельные участки.

5. Перенесение проекта З. на конкретную земельную территорию. Правовым основанием реализации землеустроительного проекта на

конкретном земельном участке является решение об утверждении проекта. Перенесение проекта на местность заключается в обозначении границ земельного участка соответствующими межевыми знаками и составлении акта установленного образца с приложением рабочего чертежа обозначенных границ.

6. Контроль за исполнением действий по организации рационального использования и охране земель, предусмотренных в землеустроительном проекте. Данная стадия землеустроительного процесса является завершающей и подразумевает под собой возможность применения к виновным лицам мер ответственности в случае нарушения ими требований землеустроительного проекта.



 

Created/Updated: 25.05.2018

stop war in Ukraine

ukrTrident

stand with Ukraine