Юридическая энциклопедия. Буква З

ЗЕМЛИ ЗАПАСА.

КЗ. З. относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Использование З. З. допускается после перевода их в другую категорию. Это последняя седьмая самостоятельная категория земель, установленная ст. 7 Водного кодекса.

В З. З., так же как и в землях других категорий, выделяют сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья), леса, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли под водными объектами, земли под болотами, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли. По площади данные земли являются довольно распространенной категорие й.

З. З. в юридической литературе часто называют неосвоенные земли, а также земли,

которые перешли в государственную и муниципальную собственность при прекращении прав граждан и юридических лиц на землю.

З. З. могут использоваться для геодезических, геолого-съемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Также З. З. могут быть использованы для нужд отгонного животноводства, например черные земли, т.е. земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и потому удобные для пастьбы скота в зимнее время. Отнесение земель к З. З. не исключает их использования, но данное использование будет специфичным.

З. З. используются только при условии, если они не предоставлены гражданам и юридическим лицам. У граждан и юридических лиц могут возникнуть права на земельные участки, находящиеся на землях запаса, только после перевода этих земель в другую категорию.

Земельные участки в составе З. З. могут быть отнесены к собственности Российской Федерации в зависимости от определенных условий. Таких условий два:

1) расположение на земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) расположение на земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается:

1) недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ;

2) приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Остальные земельные участки, включенные в состав З. З. в границах муниципальных образований, относятся к муниципальной собственности, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или

приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Запрещается использовать З. З. до перевода их в другую категорию земель. В то же время ЗК РФ требует использовать З. З. в соответствии с их целевым назначением.

Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, имеющих государственную и муниципальную форму собственности, и использовать на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иных нужд предоставления земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам не требуется. Поэтому З. З. могут быть использованы в этих целях без перевода их в земли иных категорий.

В состав З. З. могут быть включены при определенных условиях иные земельные участки (например, в случаях консервации). Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в

земельный запас.

За счет З. З. создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Формирование целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев проводится органами

исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса, передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также путем приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление миграционных программ.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом, в частности: наличия площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; наличия свободных территорий в границах городов, поселков и сельских поселений. Площадь фонда определяется с учетом обеспечения максимально возможного числа беженцев и вынужденных

переселенцев, желающих при поселении получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских

(фермерских) хозяйств.



 

Created/Updated: 25.05.2018

stop war in Ukraine

ukrTrident

stand with Ukraine